Интервью
Арина Гончар
В мае этого года Арина и ее муж Ярослав воплотили в жизнь свою мечту - открыли школу гончарного искусства в Воронеже. Мы созвонились с Ариной по скайпу и за утренним чаем поговорили о том, какого это - быть хозяйкой собственной мастерской?
Картинка из головы
На кухне с деревянным столиком сидит Арина, девушка с веселым взглядом
и длинной русой косой, крутит в руках чашку с чаем. Не знаю, можно ли через видео ощутить
атмосферу, но мне показалось, что ее дом источает спокойствие и тепло. Такой же мне
увиделась Арина - наполненной и спокойной. А вместе с тем - азартной к своему делу и
излучающей оптимизм. Сразу захотелось променять большую суетливую Москву
на город поменьше и начать работать руками.
Для многих то, чем ты занимаешься - жизнь мечты. Расскажи: каково это?

Это круто! Потому что я тоже об этом мечтала. В моей голове была картинка: у меня будет мастерская (я тогда еще не знала, чем буду заниматься), туда будут приходить много творческих людей, мы будем что-то вместе делать: возможно, рисовать, может быть лепить… Поэтому когда была организована мастерская, я увидела в точности картинку из своей головы, и это было здорово. Это было то, к чему я шла. Конечно, это прекрасно.

Чем ты занималась раньше?

Я училась (только в этом году закончила университет) на архитектурной специальности, но это была околотворческая деятельность. Я всегда была связана с творчеством: работала стилистом на фотосъемках одно время, делала прически, макияж. Мне это нравилось, потому что дополняло мою учебную жизнь, у меня была подруга-фотограф, и мы вместе это проворачивали. Но сразу было понятно, что это не то, чем я хочу заниматься всю жизнь, я постоянно находилась в поиске.


Каким путем ты нашла «свое»?

Я пробовала очень многое, потому что не могла спокойно жить: я понимала, что надо найти что-то любимое. Я с детства училась в художественной школе и уже тогда поняла, что моя профессия будет связана с изобразительным искусством. Когда поступала на архитектурный, думала, что буду архитектором, быстро осознала, что нет – работать за компьютером - точно не мое. Поэтому пробовала разные около живописные дела, а на гончарку наткнулась, по-моему, в интернете: увидела фотографии керамики ручной работы и тогда - все срослось! А раньше я и на шитье ходила, и много куда. Это результат долгих поисков. Прямо очень долгих и упорных.
Считаешь, что лучший путь поиска любимого дела – просто пробовать?

А я не знаю другой. Мне кажется, что только так. Но чтобы как-то сузить пространство выбора, нужно понимать, что именно тебе нравится, свои критерии. Я понимала, что за компьютером я точно не буду работать. Дизайн интерьера, архитектура - сразу отпали, мне нужно было что-то делать руками. Это должно было приносить материально ощутимый результат, который можно потрогать. У меня были довольно четкие критерии, которые тоже формировались путем проб: поучилась на архитектурном – поняла, что точно нет (смеется).
Арина Гончар, основатель гончарной школы "Колокол" (Воронеж)
Насколько я знаю, окончательно на мысли о занятии керамикой тебя навела фамилия мужа (Гончар), это правда? Расскажи, как вы познакомились?

Мы познакомились в интернете. Он увидел видео, на котором мы с братом поем (мы записывали в Воронеже такие видики, каверы на песни) и мне написал: «Привет, хорошо поешь». Вот. И потом я поехала в Киев. Вот так мы познакомились.

А зачем тебе было открывать свою школу? Почему просто не ходить на курсы керамики?

Ну, в Воронеже школ не было. Я пробовала заниматься в Киеве, когда жила там.
Там школ очень много, и начала ходить туда, а потом мы вынужденно переехали в Воронеж, где нет школ. А у меня был подъем: я безумно заразилась этой идеей. Тут сыграло еще свою роль желание реализоваться в предпринимательской сфере – мне кажется, это безумно интересно, и меня всегда разрывало между тем, чтобы организовать свое дело и мастерской, в которой я могла бы что-то делать. И я никак не могла определиться, потому что хотела и то, и то.

Создавать свое дело – это безумно захватывающе, круто и прокачивает человека, потому что ты постоянно сталкиваешься с разными задачами, которые нужно решить, делаешь что-то новое. Мы с Ярославом делали много всего и понимали, что будем делать что-то общее, потому что это интересно. И со школой гончарного искусства звезды прям сошлись.




Создавать свое дело – это безумно захватывающе, это прокачивает человека, потому что ты постоянно сталкиваешься с разными задачами, которые нужно решить, делаешь что-то новое.
Арина Гончар
А муж тоже хотел заниматься предпринимательством?

Да. Он играл в молодежном киевском театре, и когда мы познакомились, у нас постоянно были разговоры о том, что нужно начинать свое дело. И мы мечтали (думали, что это будет далеко и невозможно) о какой-то школе искусств, потому что он творческий человек и я творческий человек. Мы хотели, чтобы там была и театральная сфера и художественная, но школа не детская, для взрослых. Казалось: это нереально, на это нужно много денег - сейчас мы заработаем на чем-то другом и откроем.

А как в итоге было?

Было не так. Мы занимались в Киеве организацией мероприятий, а потом переехали в Воронеж в начале 2014 года и пришлось начинать здесь все с нуля, потому что мы все в Киеве оставили (это дело не перевезешь).
Вы переехали из-за политических событий?

Да. Мне позвонили родители и сказали: «Быстрее-быстрее! Пока не отменили поезда и т.д.!» И мы приехали сюда и начали думать. Думали долго, чуть меньше года… И опять же пробовали разное: я занималась акварельными иллюстрациями, Ярослав вел курсы по ораторскому мастерству, но чувствовалось уже, что нужно делать что-то свое. И мы в Новый год работали Дедом Морозом и Снегурочкой и заработали денег. Потратили на гончарный круг и муфельную печь и открыли школу у себя дома (один круг у меня уже был) ну кухне (смеется). На что денег хватило – то и открыли!
Откуда было понимание, что не надо ждать идеальных условий, а надо делать сейчас?

Мы поняли, что не дождемся этого! (смеется). Надо было попробовать, чтобы понять: нужно это вообще людям или нет. А вкладывать много денег у нас возможности не было, и вообще это глупо. Пробовать нужно с минимальными затратами. Поэтому мы купили печь, подумали, что в крайнем случае, если не пойдет, мы будем сами гончарить, найдем мастера, обучимся и будем делать посуду. А если пойдет – то хорошо! Мы запустили курсы на кухне и пошло!

Просто дали объявление в соц.сетях: «Кто хочет»?

Да, сделали одностраничный сайт, который приглашал на пробные бесплатные уроки желающих. Потому что никто же не знает понравится ли им это, в Воронеже школ нет, и решили дать людям возможность попробовать. Нашли двух мастеров -гончаров, которые стали преподавателями. Бесплатные уроки преподавали мы сами, на тот момент мы толком ничего не умели, эта была такая веселая импровизация (смеется). И набирали группы по четыре человека: двое работают за кругами, двое лепят руками, потом они меняются. Набрали группы быстро, заняли себе дома все вечера, и уже поняли, что надо искать новое место, чтобы открыть настоящую школу.
Как ты думаешь, почему у людей такая сильная потребность работать с природным материалом, глиной?

Это прекрасный природный материал, очень мягкий, податливый, энергоемкий. Вообще среди гончаров ходят легенды, что глина впитывает в себя эмоции человека, который с ней работает, и если, например, у тебя плохое настроение и ты поработаешь с глиной, она в себя этот негатив примет.
А потом эта чашечка будет с негативной аурой? ;)
А чашечки с негативной энергией, как правило, взрываются – тоже есть такая легенда среди гончаров. Просто с плохими мыслями очень тяжело работать, потому что как только ты садишься, то как-то сразу все гармонизуется. И в плохом настроении просто невозможно работать.
Вообще среди гончаров ходят легенды, что глина впитывает в себя эмоции человека, который с ней работает...
Арина Гончар
Плохое настроение быстро уходит ?

Ты сама никогда не пробовала? Я очень советую, особенно работу за кругом – это вращение… мне кажется, на это можно смотреть бесконечно. Мне это напоминает вращение Вселенной – ты просто погружаешься, и внутренний диалог останавливается, мысли улетучиваются, ты сосредотачиваешься на «здесь и сейчас».

К нам даже приходят люди и говорят: «Ощущения, как после йоги– голову очистил». А современному человеку, мне кажется, это необходимо, поток мыслей непрекращающийся и очень тяжело от него избавиться. А глина это помогает сделать.
Открытие "Колокола"
Давай поговорим об открытии мастерской. Насколько это финансово затратно и насколько эти средства реально заработать для любого человека?
Реально, для любого человека. Мы вложили часть денег, которые заработали на кухне, потому что на кухне у нас почти не было затрат, кроме глины и зарплаты преподавателям. А другая часть - мы пришли в молодежную программу поддержки предпринимателей (государственная программа) и для хороших проектов, которые нужно представить с бизнес-планом, они дают деньги под очень низкий процент и на очень длительный срок. И нам эти деньги дали.

Вы взяли очень лояльный кредит, так?

Да, и если твое дело идет, тебе будет совершенно непроблематично его выплачивать. И там есть программа наставничества, где опытные предприниматели дают советы, и к ним можно обратиться за поддержкой. И это может сделать любой человек до 30 лет. Также существуют гранты. Вообще возможностей куча! И когда я слышу: «вот я не открываю дело, потому что нужно много денег» я воспринимаю это просто как отмазку, потому что денег в мире много, и их можно много где взять.

Надо погуглить, пока 30-ть не исполнилось! А как давно существует школа в отдельном помещении?

Школа открылась в мае, а в феврале – дома.

Она себя еще не окупила?


Да, она окупила первоначальные инвестиции довольно быстро. Кредит мы еще возвращаем по чуть-чуть и спешить некуда, потому что это фактически бесплатные деньги, поэтому смысла спешить их отдавать нет.

Нюансы
А что самое сложное в твоем деле?

На мой взгляд, самое сложное – это техническая организация. Потому что керамика – довольно капризная вещь, то есть это не курсы по рисованию, где ты купил листы, краски и давайте рисуйте. Это технологически сложный процесс. Плюс подбор хорошей глины, такое вымешивание, чтобы ученикам было комфортно работать, и изделия не трескались, правильный обжиг, подбор глазури, чтобы изделия были красивые и хорошо себя вели в печке. Там же обжиг проходит при 1000 градусов и выше и там происходит разное, и порой открываешь печь и думаешь: «О боже!Что я наделал?!»
Когда мы в это дело погрузились, мы даже не подозревали, сколько там слоев и как глубоко можно копать. Существуют разные виды обжига, и вообще это очень интересный и очень сложный процесс. Сейчас, например, Ярослав сам строит печь. Чтобы ученики имели возможность обжигать свои изделия не просто в электрической печи (по-обычному), а по разным технологиям, например, когда раскаленное изделие достаешь щипцами и кидаешь в опилки и всякие молочные болтушки. Это очень интересно и хочется, чтобы у наших учеников была возможность пробовать разное: разные техники и разные обжиги. Потому что никто этого не делает.
А с помощью собственной печи вы хотите пробовать техники, которые использовали в старые времена?

Да, это древние японские техники. И мы сами ее собираем из кирпичей.

Ты говорила, что в гончарном искусстве очень много нюансов, которые можно долго изучать и при этом ты упоминала, что есть соблазн открыть другие направления в школе. Как у тебя хватает дисциплины этого не делать, а продолжать в одном русле?

Времени нет просто! Хотя новые направления в планах есть, даже ближайших, но у нас есть и план по гончарной школе, который нужно выполнить. И уже тогда переходить к другому.

А в чем заключается план?

Это связано с техногиями, которые хочется отработать. И пока они не отработаны, а переходить к следующему нужно, когда одно закончено и автоматизировано. А пока мы сами в этом не разобрались толком.
Как вы уговаривали мастеров идти к вам преподавать? Ты рассказывала, что они неохотно соглашались делиться своим опытом, чего-то боялись. Чего они боялись, и как вы их уговорили?

Ну да, у нас уже всякое случалось. Но, на мой взгляд, работать с нами им очень выгодно во всех отношениях. Они люди творческие, в творческом потоке, и мы для них предоставляем хорошие условия, чтобы они могли приходить и просто делиться опытом. И все. Потому что, когда они сами пытаются организовать какие-то курсы, это на них взваливает ненужную работу. Я думаю, что мастера, которые у нас работают, очень довольны, потому что мы дали им возможность только творить и получать за это хорошие деньги.
Вдохновение и окружение
К каким явлениям ты обращаешься, чтобы получить вдохновение, силы для новых свершений?

Я очень люблю читать о людях и общаться с людьми. Различные интервью, статьи, книги про выдающихся личностей, у которых получилось свое дело. Мне кажется, это самое вдохновляющее – читать о примерах. Вот прочитал и думаешь – «Все! Я тоже могу!»

У тебя в окружении много людей, которые нашли свое любимое дело?


Да, много.

Так всегда было? Или они со временем начали притягиваться?

Не всегда. Я училась в университете, было классное окружение, но я его не сама выбирала. Сейчас, не знаю как так получилось, я не специально это делала, но вокруг появились люди, которые заняты любимым делом. Это очень важно на мой взгляд. Вообще считается, что окружение – то ли 70, то ли 80 процентов успеха. Так и есть. Я в этом убеждаюсь все больше и больше.

А допустим кто-то подумает: но я-то пока себя не нашел, чем я буду им интересен? Как мне с ними подружиться?

Мне кажется, каждый человек должен иметь возможность дать что-то другим и найти то, чем он может быть полезен. Что-то предложить. Потому что если тебе нечего предложить – ну и сиди тогда! (смеется).
Я очень люблю читать о людях и общаться с людьми. Мне кажется, это самое вдохновляющее – читать о примерах. Вот прочитал и думаешь – «Все! Я тоже могу!»
Арина Гончар
А у тебя бывают периоды, когда накрывает пессимизм, упадок веры в себя?

Такое было, когда я занималась не тем, чем надо. А в последнее время такого не помню. Тем более у меня есть такая весомая поддержка в лице Ярослава, и если я начинаю хандрить, он мне сразу говорит: "Эй, не грусти!" Эта поддержка важна и опять благодаря тому, что мы вместе этим занимаемся, мы не даем друг другу расслабиться. Все время кто-то ведет вперед. Чуть он загрустил – я как-то стараюсь его взбодрить.

Ты могла бы представить, что занимаешься этим одна?

Ой! Нет!

Почему?

Я помню, как-то вечером, когда только школу открыли, мы сидели дома и разговаривали. И такой проделанный путь ощущался. Дословно это было так: я ему говорю «Ярик, я бы без тебя ни хрена бы ни сделала!», а он «а я бы без тебя сделал бы какую-то хрень!». То есть он бы без меня сделал, но может быть не так красиво или так хорошо. А я бы без него точно не сделала ничего, потому что тяжело.


Кто из известных людей для тебя - вдохновляющая фигура?

Это наверное будет банальный ответ, но мы совсем недавно с Ярославом слушали книгу Ричарда Брэнсона и поняли, что он крутой мужик (смеется). У него очень трезвые взгляды на жизнь. Он просто пришел первый в голову, потому что недавно слушала.

А можешь назвать две-три книги, связанные с мотивацией, карьерой, которые тебе помогли?

Я их читала немного, я больше любитель художественной литературы, но вот опять же у Брэнсона есть классная книжка : «К черту все, берись и делай!»
Я люблю еще читать не столько про предпринимателей. Есть серия книг, довольно старая, называется «Жизнь замечательных людей» и там, мне кажется, можно читать про всех. Очень познавательно!

comments powered by HyperComments
Понравился материал? Поделитесь хорошим
с друзьями !
Made on
Tilda