интервью
Горан Брегович
Композитор самых узнаваемых фильмов Эмира Кустурицы,
наконец решил выступить с режиссером на одной сцене во время большого балканского концерта в Кремле. Накануне мы встретились с Гораном Бреговичем и поговорили о музыке, счастье и немного о войне.
Музыка - это дьявол!
Композитор, музыкант, актер, певец. Вы думали о том, как вы хотите, чтобы вас запомнили?

Есть одна проблема с маленькими культурами вроде моей. В длинной истории мировой музыки нас нет. Я, возможно, буду первым, кто окажется в списке. Так что я надеюсь, что обо мне скажут так: он был великолепным музыкантом, исполнявшим и сочинявшим балканскую музыку. Ничего такого, за что мне было бы стыдно перед моими детьми. (Cмеется.)

Кстати, о ваших детях. У вас же три дочки. Есть шанс, что Бреговичи будут музыкальной династией?

Все три мои дочери ходят на балет и в музыкальную школу: они играют на фортепиано и танцуют. Но я не думаю, что кто-то из них будет заниматься этим профессионально. Старшая сейчас в университете, в Академии живописи, я не думаю, что две остальные останутся в музыке. Средняя не проявляет энтузиазма в игре на фортепиано, и я сомневаюсь, что она будет балериной: ей 13 лет и ее рост почти 180 сантиметров — где мы найдем партнера для нее? (Смеется.) Только в NBA, наверное!

Тогда вам надо уезжать в Штаты, а вы с семьей живете в Париже. Вам трудно находить общий язык с французами?

В Европе не так много стран, куда ты можешь эмигрировать, если в твоей собственной началась война. А во Франции есть историческая традиция — принимать у себя людей искусства, в том числе и из России, кстати. Большие арабские, карибские, африканские, балканские артисты — все они едут во Францию, это страна широких взглядов. Она открыта для всех культур, и так было столетиями. От русских и скандинавских писателей до испанских художников — иммигрантов принимали с распростертыми объятиями. В том числе и политических.
О цыганской культуре
В вашем оркестре много цыган, и вы не раз говорили, что цыганская музыка многое привнеслав балканскую музыку. Что вдохновляет вас в цыганской культуре?

Если рассматривать цыган как метафору, каждый из нас хочет побыть цыганом какое-то время, не так ли? Это как архетип ковбоя - такая же метафора. Очень легко влюбиться в тот дух свободы, с которым их ассоциируют. И я не первый. А когда ты находишься с ними как музыкант, всегда случается маленькое чудо, которое в других случаях не произошло бы. И так было всегда. Даже когда я был рок-н-ролльной звездой на родине, мы всегда просили цыганский духовой оркестр сыграть нам перед выступлением — чтобы дать правильный настрой. А мы уже воодушевленные шли играть рок-н-ролл. Я восхищаюсь этой энергетикой, этим необъяснимым музыкальным талантом, который есть у цыган. И я считаю, что единственная современная балканская музыка — это цыганская музыка, остальное всегда было глупой чужой копией.



Правда, что однажды цыганка гадала вам по руке и предсказала большой успех, хотя вы на тот момент были уже звездой у себя на родине? Говорят, вы ей не поверили.

В тот момент это показалось мне нелепым, потому я и так был на вершине моей рок-н-рольной карьеры. Честно говоря, я побаиваюсь предсказателей будущего. Я не хочу знать свое будущее.
"Черная кошка, белый кот"
из фильма Эмира Кустурицы
Тогда давайте про прошлое поговорим. Два ваших альбома назывались «Алкоголь» и «Шампанское для цыган». Откуда такие названия? Истина в вине?

(Смеется.) Я надеюсь, люди в России не подумают, что я тут занимаюсь пропагандой алкоголя, тем более что Россия не лучшее для этого место. Но знаешь, алкоголь — не единственная вещь, которой ты можешь навредить себе. Даже большим количеством борща можно себе навредить. Но я из той культуры, где нет классической музыки, наша музыка всегда была частью застолья. И мне нравится думать о том, что судьба нашей балканской музыки — быть продолжением хороших посиделок.
Теперь вопросы полегче. У вас есть любимое место на Земле?

Париж. Трудно найти другое место в мире, где даже красный свет светофора горит так красиво. Вообще, везде, где горит красный свет, будет хорошо.

Ваше любимое блюдо?

Как и многие, я предпочитаю местную еду: много мяса — так я питаюсь! (Смеется.) Мясо и мясо.

О Боге и томатах
Вы верите в Бога, карму или мироздание? Вообще во что-нибудь.

Я предполагаю, что у каждого в жизни есть физическая сторона и метафизическая. Кто-то ходит в церковь и слушает понятную ему интерпретацию этой метафизической стороны. А кому-то не нужен проводник, ведь у него есть прямая связь с метафизической сферой.

Но существует ли некая сила там, наверху, которая влияет на нас?

Во времена квантовой физики сложно верить во что-либо такое. Чем больше ты читаешь статей или учебников по квантовой физике, тем больше ты начинаешь смотреть в противоположном направлении. Но человек не просто тело с мозгами — метафизическая сторона есть в каждом из нас. И кто-то имеет дело с квантовой физикой, а кто-то — с Богом.

Вы когда-нибудь использовали популярность в своих целях, например чтобы уйти от полиции?

(Смеется.) С полицией лучше вообще не иметь дела! Хотя… хорошо помню один такой случай. В старые времена я выпустил песню на албанском языке (в тот момент Косово было частью Югославии, но никто не говорил на албанском языке). И они славились своей выпечкой. Самый известный магазин пирогов в Загребе был рядом с остановкой поезда, и каждый раз, когда я к ним заходил, они не брали с меня денег за пирог, потому что я записал эту албанскую песню. Это было очень мило!

Если бы не репетиции и концерты, как бы выглядел ваш обычный день?

Возможно, я бы помыл машину или пошел в сад собирать улиток, которые поедают мои томаты — те же вещи, что и у обычных людей, ничего особенного. Если кто-то скажет мне: поехали, я не знаю, в Джайпур... Мне уже хватило этого в моей жизни! Я просто хочу остаться дома, заботиться о моих помидорах. (Смеется.)



Вы за городом живете?

Нет, у меня достаточно большой сад в центре города.

Ух ты! А вы думали о своей жизни через десять лет? Все те же помидоры и улитки?


Знаешь, пока ты молодой, тебе кажется, что у тебя время исследовать миллион возможностей, но в определенном возрасте понимаешь: если ты везуч, у тебя будет возможность использовать хотя бы одну возможность! (Смеется.) Я не буду болтаться по миру вслед за своей работой в поисках тусовок, я концентрируюсь только на одной вещи. Если представить момент, когда я закончу с музыкой, думаю, я буду рыбачить где-нибудь на берегу моря, а в зимнее время... буду смотреть телевизор.
Время цыган
Сцена из фильма Эмира Кустурицы
Знаешь, пока ты молодой, тебе кажется, что у тебя время исследовать миллион возможностей, но в определенном возрасте понимаешь: если ты везуч, у тебя будет возможность использовать хотя бы одну возможность!
Горан Брегович
Музыкант и композитор
Талант - это кнопка
То есть вам хочется спокойной жизни?

У меня была очень неспокойная жизнь. Я играл в стриптиз-баре, когда мне было 17 лет. С тех пор все хаотично.

Вдохновение из хаоса черпаете или?..


Музыка сама по себе — это дьявол. Сложно устоять и самому не стать дьяволом. Мне кажется, это естественно. Тем более что я окружен очень талантливыми музыкантами, а музыка сводит с ума не только зрителей, она сводит с ума и меня на сцене!

Насколько сложно каждый раз сочинять что-то новое?

Талант — это своего рода кнопка, просто нужно иметь время, чтобы нажимать на нее, и он появляется! (Смеется.) Это как любая другая работа, нет ничего особенного в том, чтобы быть композитором — это такая же работа, как и твоя, как мастера-обувщика, учителя…

А если вы понимаете, что вам нужен перерыв, чтобы перезагрузиться, что вы делаете?

У меня было достаточно перерывов в жизни. Во времена коммунизма налоги составляли 90%, поэтому моя рок-н-ролльная группа делала одну запись в два года — так что я мало работал до войны (война началась в 1991 году). Так что я все еще свеж! Я старый человек, но с признаками молодого. (Смеется.)

Я не загонял себя, как лошадь, когда был молодым, я загоняю себя сейчас! В нашей культуре принято работать, когда мы молодые, и в возрасте 65 ты идешь отдыхать — это не очень хороший метод, я думаю. Мы должны веселиться, пока молодые, до 35–40 лет по крайней мере, а позже уже начинать работать. У нас всегда есть время на работу, но не на веселье. В моей жизни примерно так и случилось: я начал активно работать поздно, когда был старше 40.
У нас всегда есть время на работу, но не на веселье. В моей жизни примерно так и случилось: я начал активно работать поздно, когда был старше 40.
Горан Брегович
Музыкант и композитор
Для вас важно, сколько вы зарабатываете? И есть ли что-то, чего вы никогда не станете делать за деньги?

Я начал зарабатывать деньги рано, лет в 15. Начал играть с Big Boys и потом в 17 лет подрабатывал игрой в стриптиз-баре, я тебе уже рассказал про это. Пошел учиться и на последнем курсе университета сделал свою первую запись. Так что я был свободен от этой заготовленной всем детям заранее участи, когда наши родители решают, кем мы будем.

Но именно тогда я понял, какую на самом деле роль деньги играют в жизни артиста. Они дают возможность зарабатывать теми вещами, которые ты и так хотел бы делать, даже бесплатно. Мне хватало денег, чтобы не делать тех вещей, которые я не стал бы делать бесплатно. Исключение — только несколько лет во время войны, когда я, например, рекламировал духи. Но даже это я делал для хорошей компании — это были духи Paco Rabanne, которые, в общем-то, неплохие. И так было на протяжении всей моей жизни.

Вы счастливый человек.

Да!
Понравился материал? Поделитесь хорошим
с друзьями :
Алена Гетман для журнала Interview Russia
Made on
Tilda